Что посомтреть

Бухта Халонг
Величественный и таинственный, вдохновляющий и поражающий воображение: всех слов не хватит, чтобы описать красоту этого чуда природы — залива Халонг. Попытайтесь представить себе более трех тысяч островков, поднимающихся из изумрудных вод залива Тонкин — и ваша фантазия и вполовину не будет так прекрасна, как виды бухты, от которой захватывает дух. Халонг — это идеальное произведение искусства, бесценная коллекция незаконченных скульптур, созданных руками самой природы.
В 1994 году это место было взято под защиту ЮНЕСКО со всеми островами, полными диких пляжей, гротов и пещер, заросших дебрями склонов, ниспадающих в лазурь Топкина. Большую часть туристов, отправляющихся в круиз по заливу, начинает свою прогулку с изучения пещер или треккинга по национальному парку острова Катба. Кроме того, здесь можно неплохо провести день на пляже — удобных для купаний побережий в избытке, но лучшим считается участок Lan Ha Bay на острове Катба, где расположены уютные песчаные отрезки суши.  Залив Халонг полон мифов и преданий, в которые честный вьетнамский народ верит с присущим ему фанатизмом. Например, название бухты переводится как «место, где дракон спустился в море». Город Халонг — главные ворота в мир залива Халонг. И, если, говоря о бухте и ее островах, принято закатывать глаза и с придыханием произносить слово «рай», то относительно города все, по большой части, презрительно морщат нос и говорят «адское местечко». Местные инвесторы не желают вкладывать свои деньги в инфраструктуру города, что, правда, не сильно останавливает решительно настроенных изучить каждый камень Вьетнама и Халонга туристов.  Будучи достопримечательностью «номер один» на северо-востоке страны, Халонг не испытывает недостатков в путешественниках круглый год. Однако с февраля по апрель в бухте стоит не самая воодушевляющая погода — дуют ветра и часто моросит мелкий пронизывающий дождь, что сказывается не лучшим образом и на видимости.  Залив Халонг полон мифов и преданий, в которые честный вьетнамский народ верит с присущим ему фанатизмом. Например, название бухты переводится как «место, где дракон спустился в море». Легенда гласит, что острова залива были созданы огромным драконом, живущим в горах. Решившись покинуть свое убежище и полетев к побережью, хвостом он задевал долины, рушил скалы, пока не погрузился в море, которое поднялось и затопило Халонг, оставив на вершине лишь причудливые скальные образования — острова. Сегодня дракон во всевозможных видах и изображениях стал популярным сувениром, которым торгуют местные. Также в цене кораллы и ракушки, сталактиты и сталагмиты из пещер, а также пепельницы, кольца и тому подобная мелочевка из камней, найденных на территории Халонга.
 
Вьетнамский кукольный театр на воде
Вьетнамский кукольный театр на воде очень тесно связан с происхождением и бытом вьетнамского народа. Несмотря на то, что многие современные жители Вьетнама редко посещают этот традиционный для своей страны театр, данный вид искусства, существующий уже более 1000 лет, не только преодолел порог благоденствия и качества, но и нередко ставится в центральное место среди остальных театральных жанров. Кукольный театр на воде обогащает мировое культурное наследие, и вьетнамские кукловоды обладают, бесспорно, уникальнейшим методом изображения окружающего мира.  На памятнике Сунг Тхиен Зиен Линь в деревне Дай, провинции Намха записано 4036 слов, повествующих о возникновении кукольного театра на воде: «Взволновалась река и появилась на водной глади золотая черепаха. В звуке музыки приоткрываются врата в пещеру и появляются феи, исполняющие танец ветра. Плавные, изящные движения сопровождаются веселой музыкой. Резвятся молодые угри. Золотая черепаха подплывет к королю и уважительно кланяется. А вот и охотники идут на зверя».  В современных кукольных представлениях и поныне можно увидеть мудрую золотую черепаху и изящных фей, исполняющих танец «охота на тигра».
В 1984 году труппа вьетнамских артистов из 15 человек объехала со своим кукольным театром на воде Германию, Францию, Италию, Нидерланды. Везде это самобытный театр на воде принимали с восторгом и похвалами. Журналы писали, что вьетнамский кукольный театр на воде — это дань славному культурному наследию, забытому в прошлом.  Сценой для кукольного театра на воде служит естественный или искусственный водоем, над поверхностью которого возводят декорации в виде общинного дома. Куклами управляют артисты, стоящие по пояс в воде за плетеными ширмами. Представление проходит в атмосфере, одновременно таинственной и близкой для зрителей.  Особенностью вьетнамского кукольного театра на воде является обилие монологов. Главный и неизменный герой театра — кукла-мальчик Тэу. Он силен и ловок, умен и хитер. Мальчик Тэу одновременно и заводила всех игр, и шутник, и рассказчик, и острый критик. Тэу уже более 1000 лет, но он всегда выглядит молодым и бодрым. Он танцует, читает стихи и повествует обо всем, что происходит вокруг: он высмеивает злодеев и восхваляет доброту, отвергает низменные качества и взывает к простым истинам. Тэу в одной набедренной повязке появляется на сцене с неизменной фразой: «Здравствуйте всем! Мне, наверное, нет нужды представляться?!». Так начинается всякое представление традиционного вьетнамского театра кукол на воде.  Главный и неизменный герой театра — кукла-мальчик Тэу. Он силен и ловок, умен и хитер. Мальчик Тэу одновременно и заводила всех игр, и шутник, и рассказчик, и острый критик.  Основа репертуара кукольного тетра на воде — это сюжеты о различных видах сельскохозяйственной деятельности вьетнамских крестьян, таких как пахота, боронование, посадка риса, погон на пастбище скота и домашней птицы, рыбная ловля, а также сюжеты о народных празднествах и фестивалях. Не обойтись в театре кукол и без священных символов вьетнамского народа: блестящих драконов, извергающих огонь, единорогов, черепах, фениксов. Издавна считается, что все эти существа стремятся к простой земной жизни. Один из самых красивых и завораживающих представлений — танец фей.  Кукольный театр на воде — это самый традиционный вид искусства во Вьетнаме и представлен он по всей стране: в Ханое, Хатэй, Виньфу, Хабак, Хайхынг, Хайфонг, Тхайбинь, Тханьхоа, Нгетинь… Причем, театральная техника в каждом районе имеет свои секреты и трюки, будто взрывание петард под водой для изображения огнедышащего дракона или подпрыгивание куклы-артиста прямо на спину буйвола.   Благодаря своей самобытности театр кукол на воде занимает главенствующее место в сокровищнице вьетнамского культурного наследия, а также наследия мирового.
 
Туннели Ку-Чи
Южный Вьетнам (в частности — район Ку-Чи) был во время американской экспансии очагом подпольного сопротивления. Сейчас этот пригородный район называют подземной деревней: его лабиринты тянутся под землёй на 187 км — от Сайгона до самой камбоджийской границы. Туннели рылись на протяжении 15 лет подручными средствами прямо под носом у ничего не подозревающей американской пехоты.  Маленькая деревенька Ку-Чи, взявшая свое название от каучука, так и осталась бы одним из бесчисленных неприметных селений, в которых американские отряды проводили свои «акции по зачистке местности», если бы не удивительное упорство и трудолюбие местных жителей. Созданная ими система туннелей, часть которой даже имеет несколько «этажей», включает в себя бесчисленные входы, жилые помещения, склады, оружейные мастерские, полевые госпитали, командные центры и кухни. Над главным туннелем, ширина которого составляет 70 см, а высота — 90, проложена 3-4 метровая кирпичная кладка. Туннель выдерживает обстрелы тяжелой артиллерией и взрыв 100-килограммовой бомбы.  Рослые американские солдаты не могли проникнуть в лабиринты, а тех, кому это всё же удавалось, встречали многочисленные ловушки — так что возвращались оттуда единицы. Сегодня туннели Ку-Чи стали главной туристической достопримечательностью, дающей уникальную возможность познакомиться с подземной жизнью вьетнамских партизан.