Что посомтреть

Бассейн Клеопатры
Бассейн, в котором якобы купалась прекрасная царица, называется Священным или иначе бассейном Клеопатры. В действительности царица здесь никогда не была и назван он так исключительно за свои свойства. Говорят, что после посещения бассейна можно помолодеть на пару лет. Это главный термальный источник Памуккале, и любой гид обязательно расскажет Вам массу связанных с ним историй о чудесных превращениях дурнушек в красавиц, а калек в здоровяков.
На месте горячего гейзера когда-то древние римляне построили свои бани. Бани давным-давно разрушились, каменные блоки и резные колонны попадали в расселину между скалами - природный бассейн с горячими ключами. Так они и остались лежать там, добавляя этому месту особое очарование. Они довольно скользкие, поэтому нужно быть осторожным, передвигаясь по ним в бассейне, чтобы не удариться и не порезаться. Если вы устали, то вы всегда можете присесть на колонну и передохнуть. Главное – не забудьте надеть головной убор! Бассейн находится под открытым небом, солнце палит нещадно, и можно получить солнечный удар.
Вода в бассейне горячая, как в ванной, и абсолютно прозрачная. Над местом бьющих ключей она газированная, и из нее выпрыгивают в воздух мельчайшие капельки, как из шампанского. Так и плывешь, весь облепленный пузырьками, будто в шампанском.
Бассейн разделен на две зоны: глубокую и мелкую. Так как народу в бассейне довольно много и все остаются на неглубокой стороне, становится тесновато и возникает ощущение, что это настоящая групповая ванна.
Пока вы находитесь в воде, вас фотографируют, а потом за деньги предлагают купить фотографии. Иногда турецкие фотографы бывают чересчур назойливы.
Рядом с бассейном находятся магазины с сувенирами, кафе и раздевалки. Если вы приезжаете с группой, то вещи оставляете рядом с гидом, и он за ними смотрит. Если самостоятельно, то тогда лучше воспользоваться камерой хранения.
Бассейн Клеопатры открыт для свободного посещения за три доллара со взрослого и полтора - с ребенка. 
 
Голубая мечеть
После завоевания Константинополя турками в 1453 году главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы был обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии. И только в начале XVII столетия по приказу султана Ахмеда I была построена мечеть, не уступающую своей монументальностью храму византийских императоров.
Строительство мечети началось в 1609 году, когда султану Ахмеду I было всего 19 лет. 
Строитель мечети — архитектор Мехмет-ага. Он строил этот шедевр мусульманского зодчества семь лет. В 1616 году мечеть была завершена. Официально она стала называться мечетью султана Ахмеда, но в народе за ней закрепилось другое название: "Голубая мечеть" — из-за того, что интерьер храма отделан голубыми изразцами. Их более двухсот тысяч и они сплошным ковром покрывают стены мечети. 
Мечеть была умышленно построена рядом с церковью Св. Софии, чтобы продемонстрировать способность оттоманских и исламских архитекторов и строителей конкурировать с любым сооружением своих христианских предшественников. Таким образом, два здания образуют уникальную историческую и архитектурную территорию.
Здание "Голубой мечети" в целом традиционно для мусульманской архитектуры. Несомненно, образцом для строительства явился храм Святой Софии: об этом свидетельствует нарастающий ввысь каскад куполов, напоминающий аналогичный приём, применённый строителями византийского храма. Большой центральный купол окружают четыре подкупола, а под ними располагаются ещё четыре купола меньшего размера. Необычным является количество минаретов — их шесть: четыре высоких минарета, как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже — на внешних углах внутреннего двора. 
"Голубая мечеть" — единственная в мире мечеть с шестью минаретами. Предание рассказывает, что султан Ахмед, так стремившийся подчеркнуть свою правоверность, строительством шести минаретов явно "пересолил": ортодоксальные старейшины Мекки, священного центра ислама, увидев мечеть с шестью минаретами, были весьма разгневаны. Говорили также, что султан навлёк на себя и гнев Аллаха: вскоре после того, как была простроена его новая мечеть, в 1627 году султан Ахмед умер от тифа в возрасте 27 лет. 
Во внутренний двор "Голубой мечети" ведут трое ворот. Во дворе находится традиционный фонтан для омовения. Его каменный бассейн имеет шестиугольную форму. В восточном углу двора мечети находится мусульманская школа — медресе. Мечеть окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено тридцать маленьких куполов. 
Громадный зал мечети залит светом. 260 больших окон устроены таким образом, что он достигает даже самых дальних уголков. Опирающийся на четыре мощных столба главный купол "Голубой мечети" словно парит в воздухе на высоте 24 метра. Сверху спускается подвешенный к потолку огромный светильник-паникадило. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишнёвых тонов. Но главные, доминирующие цвета мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, украшающих стены мечети. В XVI веке изразцы турецких мастеров пользовались исключительным успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства "Голубой мечети" все мастерские работали только на неё: Ахмед I запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий. 
Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, жёлтого, кремового, золотистого. Основной мотив керамического убранства "Голубой мечети" — растительный узор, а также изречения из Корана. Михраб мечети и минбар (амвон, кафедра для чтения проповедей) изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. 
"Голубая мечеть" в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Её минареты и огромный купол возвышаются над Босфором и являются доминантой силуэта этого древнего города.
 
Хиераполис
Хиераполис - античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли. Современное название местонахождения Хиераполиса - Памуккале.
Первые постройки на месте Хиераполиса появились во 2 тысячелетии до н.э.
Царь Бергамы Атталос II в 190 г. до н. э. построил новый город на этом месте и назвал его Хиераполис (с гр. - священный город). Город впоследствии был разрушен землетрясением и отстроен заново. В 133 г. до н.э. город перешел под покровительство Рима.
Город сильно пострадал от землетрясения в 17 г. н.э. Затем Хиераполис вновь отстраивается, а и 60-е годы приобретает известность в римских аристократических кругах как курорт и наступает расцвет города.
Город сыграл важную роль в распространении христианства. В Хиераполисе погиб один из 12 апостолов - св. Филипп. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана).
В 395 г. город переходит под управление Византии. Константин Великий сделал город столицей области Фригия и одновременно центром епископства.
В 1097 г. город был передан турецкому султану в качестве военной компенсации. В дальнейшем Хиераполис вместе с расположенными рядом городами Лаодиция и Колосси являлся спорной территорией и несколько раз переходил из рук в руки. Окончательно город переходит под покровительство турков в 1210 г. В 1534 году сильное землетрясение окончательно разрушило город.
Первые раскопки в Хиераполисе производились начиная с 1887 году немецкой группой археологов во главе с Карлом Хуманном. Результаты были опубликованы в 1897 году.Современный этап исследований Хиераполиса начался в 1957 году. Институт Археологии Италии отправил на раскопки группу археологов под руководством проф. др. Паола Верзоне. С 1973 года данная группа производит еще и реставрационные работы. Археологические и реставрационные работы продолжаются и в настоящее время.
В наши дни в Хиераполисе можно увидеть развалины римских бань, превращенных в Византийские времена в церковь, реставрированный и переделанный в музей, другой банный комплекс, небольшой, хорошо сохранившийся, украшенный необыкновенной красоты рельефами, воздвигнутые в Византийскую эпоху смешанный планировки надгробие, посвященные апостолу Филиппу, а также посвященные Адриану, монументальные ворота с двумя башнями и за всем этим тянется величественная дорога.
Вместе с тем, античный городок знаменит своим необыкновенным кладбищем- городом мертвых (Некрополь). Дело в том, что эти места, богатые терминальными источниками, еще в античные времена являлись зоной лечения тяжело больных людей, которые в большом количестве с разных городов прибывали сюда в надежде на исцеление. В результате одни, избавившись от недуга, возвращались обратно к себе, другие, оставались здесь навсегда, умирали и были похоронены в этой земле соответственно своим традициям. Поэтому Некрополь Хиераполиса отличается необычайным разнообразием могильных памятников-надгробий: здесь и саркофаги, лодкообразные ликийские могилы, склепы и т.д.
В восточную часть античного Иераполиса ведет узкая дорога, петляющая между автостоянкой и музеем. Через дыру в заборе идет тропинка к священным руинам храма Аполлона (II-III в. н.э.) - покровителя города. 
Рядом со ступенями храма можно увидеть вход в храм Плутона, бога подземелья. В священную нишу под храмом из подземного источника постоянно поступает насыщенный угарным газом и ядовитыми испарениями пар. В античные времена сюда, без вреда для здоровья удавалось спускаться только жрецам-евнухам богини Кибелы. После того, как здесь погибли два немецких туриста, вход закрыли железной решеткой. 
Еще немного дальше находятся руины лучше всего сохранившихся античных театров. Третий по величине после Эфеса и Аспендоса театр был построен в середине II в. при императоре Адриане и значительно расширен в III в. при императоре Септимии Сервусе. На строительство верхней секции из 25 рядов использовали камни, взятые из более древнего театра. После завершения строительства театр вмещал 10 тыс. чел. Сейчас вор время ежегодного (в конце июля) Международного музыкального фестиваля Памуккале на 46 рядах умещается только около 7 тыс. зрителей. 
Вернувшись от театра назад к гравийной дорожке, можно дойти по ней до городской стены. Выйдя за стену нужно повернуть налево на тропинку, ведущую к могиле Святого Филиппа. 
Улица с колоннами, в античные времена была длиной около 1 км и шла практически вдоль склона, завершаясь на концах арками. Сохранилась только северная арка. Эта тройная арка, с двумя мощными цилиндрическими башнями по бокам, посвящена императору Домициану. Ее построили в 84-86 гг. н.э. по приказу Юлия Фронтина, тогдашнего проконсула римской провинции Азия. Справа от ворот сохранились колонны общественного туалета. 
Больные приезжали в Иераполис со всех концов Римской империи. Но, как оказалось, некоторые болезни не лечатся горячими ванными. Поэтому возникла необходимость в создании гигантского Некрополя. 
Самый большой в Малой Азии Некрополь начинается прямо за аркой Домициана и тянется вдоль дороги на протяжении почти 2 км. Среди тысяч саркофагов и величественных мавзолеев особенно выделяется гробница Флавия Зексуса. 
Асфальтированная дорожка ведет назад к южному входу с Римскими банями, построенными в конце II века и позднее превращенными в византийскую базилику. 
Рядом с автостоянкой у Pamukkale Thermal стоит христианская базилика VI века и еще одни Римские бани. Их построили в I веке, во время восстановления города при императоре Тиберии после разрушительно землетрясения. В банях есть маленький музей (вход 1 лира) с археологическими находками, включая величественные мраморные саркофаги.
 
Аспендос
Аспендос, как и Перге, был основан после окончания Троянской воны. Вначале он входил в состав Ликии, а позже стал относиться к Памфилье. Мягкий климат и удобное местоположение способствовали быстрому развитию города и превращению его в один из крупнейших торговых центров. На берегах реки Эуремедон (Eurymedon) был создан порт, а в окрестностях разбили оливковые сады и виноградники. 
В 546 году до н.э. Аспендос попал под власть Персии, а в 469 г. до н.э. армия греческого полководца Кимона возле устья реки Эуремедон уничтожила персидский флот. Затем греки победили персов и в сухопутном сражении. После этого Аспендос стал членом Делосского Союза. 
Но на этом Греко-персидские войны не закончились. В 386 г. н.э. городом вновь овладели персы. В 333 г. до н.э. к Перге приближалась армия Александра Македонского. Ему навстречу горожане выслали послов и предложили сдаться без боя, при условии, что в городе не будет размещен греческий гарнизон. Александр согласился предоставить Аспендосу самоуправление. За это горожане обязаны были платить ему ежегодную дань в размере ста золотых талантов (около трех тонн золота!) и 4000 лошадей. 
После смерти великого полководца в 323 г. Аспендос вошел в состав царства Селевкидов, а позднее в Пергамское царство. 
В 133 г. город стал частью римской провинции Азия. В римский период город быстро рос и благоустраивался, богатея за счет торговли солью, добывавшейся из находящегося неподалеку озера. Своего расцвета Аспендос достиг в II-III вв, и большая часть сохранившихся до наших дней зданий относится именно к этому времени. 
После римлян городом управляли византийцы. VII в. ознаменовался набегами арабов. В XIII в. сюда пришли турки-сельджуки, а через двести лет их сменили оттоманы. В XVII в. город был заброшен и стал постепенно превращаться в руины.
Город раскинулся на двух холмах: на более высоком - "Большом холме", или Бююк Тепе, находились акрополь, агора, базилика, нимфей и булевтерий, или "Палата совета". От всех этих зданий, составляющих когда-то ядро города, остались лишь руины. На расстоянии приблизительно одного километра от города, можно увидеть развалины Римского Акведука (сохранившего свою первоначальную высоту), который снабжал Аспендос водой, доставляя её из источника, расположенного более чем за 20 км от города. 
Театр Аспендоса (II в н.э.), вмещающий 12 тыс. зрителей, прекрасно сохранился до наших дней практически в первоначальном виде. 
Театр построен в форме полуамфитеатра с самым широким участком в 95 м. Наверху, за последними рядами сидений тянется галерея, украшенная 59 сводчатыми арками. По сохранившимся надписям на камне стало известно, что архитектором этого грандиозного строения был Зенон. 
Говорят, у царя Аспендоса была красавица-дочь Белкис, которую он пообещал отдать в жены тому, кто построит для города самое замечательное сооружение. Его вызов приняли двое. Один стал строить акведук, а второй – театр. Оба закончили работу одновременно, и царь отправился инспектировать. Он был восхищен акведуком и уже почти принял решение о судьбе дочери, но когда он осматривал театр, вдруг послышался тихий голос: «Белкис будет моей женой». Рядом никого не было, и лишь далеко внизу, на сцене, стоял архитектор Зенон. Лучшей демонстрации совершенства акустики нельзя было и представить. Но и акведук был совершенным. Тогда царь принял компромиссное решение – разрубить свою дочь пополам и отдать каждому строителю по половине. Зенон сразу же заявил, что в таком случае отказывается от своих притязаний … и тут же получил руку принцессы. 
Ежегодно в середине июня начинается 3-4 недельный Фестиваль оперы и балета. На нем выступают как турецкие, так и иностранные артисты, в том числе и российские мастера сцены. Билеты от 20 лир. Зрители добираются из Анталии на специальных автобусах. Они отправляются каждый вечер примерно в 18.30-19.00 от Археологического музея и от статуи Ататюрка на Cumhuriyt Cad. 
Акустические возможности древнеримского театра позволяют артистам выступать без микрофонов и усилителей. Но крыши нет, и зрителям иногда приходится смотреть представление под дождем.
 
Дамлатаc
Аланья знаменита своими пещерами, наиболее посещаемая из которых - фантастическая пещера Дамлатаc с причудливым переплетением сталактитов и сталагмитов. 
Открытие пещеры Дамлатаc произошло в 1948 году. В том месте находилась каменоломня и после динамитного взрыва, произведенного с целью получения камня для строительства паромного причала, открылся вход в пещеру. Внутри пещеры были найдены тысячи сталактитов и сталагмитов необыкновенной красоты, поэтому она сразу была взята под охрану и начались ее исследования. Первые исследования пещеры принадлежат Галипу Дере. Он прочитал в одной из газет, что во время второй мировой войны в пещере спрятались от газовых бомб несколько немцев, и у одного из них после этого прошла астма. Ученый начал изучать свойства пещеры с медицинской точки зрения. В экспедицию вошли врач и несколько химиков, которые на основании опытов сделали заключение, что воздух пещеры помогает при астме. 
Пещера Дамлатаc (Damlatas – «Пещера мокрых камней»), получившая свое название от длинного прохода с падающими каплями сталактита, имеет диаметр 14 метров и высоту 15 мметров. 
В пещере находятся сталагмиты и сталактиты, образовавшиеся 15000 лет назад. Благодаря кристаллическому мелу в пещере стоит влажность 95%, температура 22 градуса тепла, которая не меняется, постоянное давление 760 миллиметров, а содержание кислорода составляет 20,5%. Воздух внутри пещеры насыщен карбонатом, что создает благоприятные условия для лечения астмы и других респираторных заболеваний. Войдя внутрь пещеры, вы попадаете в переход длиной 45-50 метров, за ним следует цилиндрическая полость диаметром 13-14 метров и высотой 15 метров, также имеются колонны, образовавшиеся в течение 15 тысяч лет. Внутренняя полость пещеры состоит из двух этажей и содержит 2500 кубических метров воздуха. Несмотря на то, что пещера расположена несколько ниже уровня моря, давление воздуха здесь 760 мм. Вся внутренняя площадь пещеры – 180-220 квадратных метров. Так как толщина пород окружающих пещеру достигает 10 метров, здесь исключена опасность обвала. В течение 5-6 месяцев в году сочится вода.
 
Гора Агри (Арарат)
Возвышаясь на границе Турции с Ираном, гора Агри, недействующий вулкан, круглый год покрытый льдом и снегом, возвышается на 5137 метров. Ветхий Завет гласит, что именно к этой горе пристал Ноев Ковчег после Великого потопа. Юго-западная часть, Малый Арарат, достигает 3896 метров в высоту. А плато Сердарбулаклава простирается между двумя вершинами. Подъём на живописный Агри (Арарат) это необыкновенное и незабываемое приключение. 
Летом погода вокруг и на Арарате солнечная, тёплая и сухая. Однако зимой и весной преобладают холодные и суровые условия, и альпинисты время от времени сталкиваются с проблемой буранов и плохой погоды. Июль, август и сентябрь - это месяцы, когда большинство альпинистов со всего мира поднимается в горы. Подъём на Агри в этот период доставит вам огромное удовольствие. Однако в то время как у подножия стоит обычная для этого времени солнечная и ясная погода, высоко в горах примерно на высоте 3000 метров погодные условия совершенно иные. Легче и безопаснее можно подняться на вершину с южной стороны. Этот маршрут дает вам возможность лучше и быстрее добраться до пункта назначения, кроме того, он безопасен. Не рекомендуется совершать подъём в одиночестве и без гида. 
Местные достопримечательности
Местность вокруг Агри сохранила свою природную красоту. Местное население всё ещё ведёт традиционный образ жизни. В летние месяцы жители деревень гонят свои стада овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей в поисках свежей травы в яйла на летние пастбища. Женщины всё ещё ткут ковры и килимы в стародавнем стиле. Деревня Ортулу, например, известна как центр великолепного ремесла. Туристов также может привлечь дворец Ишакпаша, великолепный замок 18 века, принадлежавший местному правителю, а также место, куда упал метеор около Иранской границы.
 
Каппадокия - убежище христианских святых
Плеяда уникальных подземных городов, насчитывающая свыше 40 объектов, находится в 700 км от Стамбула и в 2-х часовом удалении от Антальи. Самые многочисленные поселения:
Деринкую и Каймаклы, может вместить до 30 000 человек. Вся городская инфраструктура с церквями и залами опускается 8-и и 5-и этажным строением под землю на 54-х метровую глубину. Все помещения прекрасно освещены и оборудованы вентиляционными шахтами.
В Долине Гереме вулканические извержения образовали причудливое сочетание гор, увенчанных «дымовыми трубами фей», конусов, каменных столбов и бесконечных пещер. Сотни скальных церквей, украшенных древними иконами и фресками Х-ХII веков, образовали уникальный Музей под открытым небом.
По территории Каппадонии проходил Великий Шелковый Путь из Китая в Европу. Богатая история помнит поселенцев до нашей эры и нашествие римских легионеров. Здесь нашли защиту христиане, укрывающиеся от гонений, ведомые Георгием Победоносцем, Симоном, Григорием Богословом.
 
Фетхие – путешествие в прошлое
Необыкновенно красивый курорт, известный ранее как Телмесс, переименованный в честь погибшего в 1913 году турецкого летчика-испытателя, расположен в 4-х часах езды от Антальи. Это место было названо ранее в честь сына Апполона и дочери финикийского короля Анегор - Телмесса, повелителя земли огней. Над заливом возвышаются крепости родосских рыцарей, а в скале высечены гробницы, имеющие 3-4 вековой возраст до нашей эры.
Фетхие соседствует с призрачным местом Каякёй, бывшим когда-то греческим поселением. Полеты на параплане, путешествие на джипах, прогулка на яхте с посещением десятков островов, таких как, остров Клеопатра с затонувшим городом и остров Пиратов, а также спуск на дно Средиземного моря доставят неизгладимые впечатления
 
Зеленая Бурса – колыбель турецких правителей
Четвертый по величине город, именуемый турецким изумрудом, доставит массу наслаждений. Город знаменит Зеленой мечетью и Зеленым мавзолеем, сооруженными в пятнадцатом веке.
Здесь находится усыпальница Гази Османа и его сына Гази Орхана и высится Большая Мечеть с 20-ю куполами и бассейном-фонтаном для омовений - самое монументальное здание, построенное в 1400 году.
Склоны горы Улудаг покрыты ароматными и огромными персиковыми садами, а земля славится термальными источниками.
 
Троя – погружение в греческий мир
Отдых в Турции немыслим без посещения Трои. Легендарные развалины Древней Греции никогда не перестают возбуждать интерес у многочисленных туристов со всего мира. Троя известна со времен Гомера, воспевшего ее в бессмертной поэме «Илиада», посвященной троянской войне. Город был построен более 3000 лет до нашей эры. При раскопках на этом месте было обнаружено девять городских поселений.
Троя признана заповедником, в которой можно посетить дом-музей Шлимана и потрогать знаменитого Троянского коня, ставшего символом хитрости и коварства. Весь комплекс – уникальный музей под открытым небом. Развлечений и отелей здесь нет.