«Восемь веков, как здесь заключена частица – и немалая – души всей Франции»,–писал о Соборе Владимир Дормессон, председатель комитета по празднованию восьмисотлетия Нотр-Дам. И верно – едва ли хоть одна страница французской истории не связана с этим местом.
Ещё во время римского владычества тут располагался алтарь Юпитера. У этого алтаря в 360 г. легионеры провозгласили императором Рима военачальника Юлиана, позднее прозванного Отступником за его попытку вернуть Империю в язычество.
Второй раз императором на том же месте, но уже в соборе Парижской Богоматери, был провозглашен Наполеон Бонапарт, спустя полторы тысячи лет.
В раннее средневековье было тут несколько церковок, сменявших одна другую. В 1163 году архиепископ Морис де Сюлли получил благословение Папы Римского Александра III на строительство собора Парижской Богоматери, несмотря на резкое возражение против строительства со стороны одного из епископов (впоследствии св. Бернара), заявившего, что не время строить, когда бедняки голодают. Но Папа сам и положил первый камень в фундамент Собора. (Именно этот Папа завещал свое сердце древнейшей из парижских церквей – Сен-Жермен-де-Пре).
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора – Жан де Шель (работавший с 1250 по 1265 гг.) и гениальный новатор в готике, создатель Св. Капеллы, Пьер де Монтрёй, завершивший и работы, которые определили облик Собора, хотя отпущено было зодчему на этот последний его труд всего два года. Он умер в 1267 г.
Строительство, однако, начато было задолго до обоих этих архитекторов – как сказано выше, в 1163 г. Но нам неизвестны имена зодчих ни первого периода строительства (1163–1182), когда была возведена восточная часть Собора и освящён алтарь, ни второго (1180–1220), когда был завершен западный фасад с тремя дверями.
Жан де Шель и Пьер де Монтрёй изменили пропорции Собора, удлинив его и переделав фасады. Известно ещё, что позднее достройками занимались поочерёдно Пьер де Шель, Жан Рави и Раймон де Тампль, но они не внесли ничего нового в общий облик Собора, только изменили несколько форму аркбутанов, поддерживающих хоры, и обогатили внутреннюю отделку.
Строительство Собора к 1250 году в основном было завершено, а в 1315 закончена и внутренняя отделка. А ещё в 1302 году под этими сводами собрались впервые Генеральные Штаты – первый парламент Франции.
На одном из камней на стене Собора оставил свою студенческую молитву племянник каноника Гийома, гроза кабаков Латинского квартала, один из крупнейших поэтов Франции, Франсуа Вийон.
В дни Столетней Войны, когда принц Шарль Орлеанский томился в английском плену, он посвящал Собору свои изящные сонеты.
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл Седьмой, коронованный в Реймсе, куда привела его Жанна д’Арк, вскоре после того сожженная на базарной площади в Руане в 1431 году.
А полтора века спустя после этого события, состоялась тут одна из самых странных свадеб в истории: Генрих Четвертый, который не был ещё Четвертым, а всего лишь королем крохотной Наварры, женился на сестре французского короля Маргарите (Марго) Валуа. Невеста стояла перед алтарем, а жених, который был гугенотом, оставался на паперти. Это значительно позднее произнес он свои знаменитые слова «Париж стоит мессы». Слова, которые многими расцениваются как верх цинизма, принесли, однако, стране окончание жестоких религиозных междоусобных войн.
Настал конец XVIII века, и якобинский Конвент по-своему подошел к истории страны и ее реликвиям. Одним из первых декретов было объявлено, что если парижане не хотят чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны собрать огромную сумму денег и уплатить Конвенту «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».
Итак, деньги с парижан были взяты, а Собор, не возвращённый городу, был объявлен Храмом Разума. Затем, в июле 1793 г., Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». То, что были это цари иудейские, не остановило просвещенную революционную власть – якобинцы думали, что это всё короли Франции…
Колокола были перелиты на пушки «для всемирной революции», а свинцовые гробы епископов, захороненных в Соборе, пошли на пули и картечь. Затем Конвент решил Собор продать, и Сен-Симон хотел было уже его выкупить, но после термидорианского переворота и казни Робеспьера все церкви были возвращены приходам. Однако, всю первую четверть XIX в., несмотря на грандиозные строительные работы наполеоновского периода по всей столице, Собор находился в плачевном состоянии.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери». В предисловии он писал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». С тех пор – и не только для французов – образ Собора связан с персонажами романа. Когда ветер воет в балюстрадах, и химеры с ним в унисон – кажется, что в этих звуках прячутся стоны Квазимодо, а среди молодых голосов на площади затерялся звонкий голосок Эсмеральды…
В 1832 году Палата Депутатов создала Комиссию по реставрации Собора. В нее был, разумеется, включён и Гюго. Работы были поручены еще совсем молодому архитектору Виоле ле Дюку.
Радикальная переделка была осуществлена именно им с 1844 по 1864 гг. - Виоле ле Дюк создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город, фантастических и чудовищных птиц, гротескных фигкр злобных монстров, выглядующих из самых неожиданных мест.
Завершились они в 1864 году. Статуи царей иудейских были выполнены заново. Был сделан и металлический кружевного рисунка шпиль. А среди статуй апостолов, стоящих на нисходящих коньках кровли, один, а именно скептик Фома, смотрит не вниз, а вверх, на шпиль, и лицо его – скульптурный портрет самого Виоле ле Дюка.
Подлинники статуй царей иудейских нашлись, однако, в 1978 году в подвалах Французского банка внешней торговли. Во время каких-то работ было обнаружено 364 обломка с фасадов Нотр-Дам, в том числе, все головы. Видимо, двести лет тому назад кто-то, не испугавшись якобинского Комитета Общественной Безопасности, увёз эти головы за три километра от Собора в надежде на лучшие времена. Теперь они находятся в экспозиции музея Клюни.
Со строительством Собора связано множество преданий, не вполне укладывающихся в рамки церковного канона. Так, есть легенда, что замки на дверях, представлявшие чудо слесарного искусства, мастер Бискорне сделал не сам, а с помощью дьявола.
Нотр-Дам – последний из готических соборов во Франции, завершивший тот стиль, который начался с базилики Сен-Дени и англо-норманнских раннеготических церквей. Наступало время пламенной готики, а вскоре за ним – и обращения к античности, знаменовавшее начало Ренессанса.
Обязательно соберитесь с духом и поднимитесь на башню собора - Вам откроется замечательный вид.
С площади, от которой расходятся все дороги Франции (бронзовая доска с надписью 0 км стоит посередине эспланады), в храм ведут три двери, украшенные многочисленными статуями. Достойны внимания во-первых, расположенное над центральным входом большое круглое окно-розетка, диаметром в 10 метров, тончайшей ажурной работы по камню и цветному стеклу, насчитывающее уже семь веков, а во-вторых, великолепные витражи и две боковые розетки.
Высота башен собора 69 метров, а шпиля - 90 м. На южную башню собора можно подняться по лестнице. Большой колокол в 15 тонн весом звонит только в очень торжественных случаях.
Елисейские Поля
Елисейские Поля (Avenue de Champs-Elysees) - одна из главных магистралей Парижа. Название происходит от греческой мифологии. Елисейские поля, или Элизиум, - «острова блаженных», где обитают герои, получившие от богов бессмертие.
Знаменитые Елисейские поля протянулись между площадью Согласия и Триумфальной аркой. По сравнению с возрастом Парижа Елисейские поля – сравнительно молодая улица.
Ширина этой улицы 71 метр, длина 1915 метров.
Когда-то здесь лежал высохший рукав Сены, и вплоть до начала XVI века это были болотистые места, куда французские короли приезжали поохотиться на уток. В 1616 году по указанию Марии Медичи здесь были проложены три аллеи с вязами, а в 1667 году под руководством пейзажного архитектора Ленотра устроена прогулочная зона, продолжавшая Тюильрийский сад. По обеим сторонам ее территория была осушена и засажена деревьями. Это дорога протянулась тогда до нынешней площади Рон-Пуан на Елисейских полях. Впрочем, при Людовике XVI эта территория оставалась безлюдной и не безопасной для прогулок. Вот почему в 1777 году, примерно на уровне нынешнего дома № 73 по Елисейским полям, был сооружен гвардейский пост.
Первые дома появились на Елисейских полях, когда началось строительство королевского дворца в Версале. Как писал Николай Карамзин, посетивший Париж в 1790 году, Елисейские поля напоминали тогда небольшой лес «с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной вы найдете кофейный дом, в другом – лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили».
25 июня 1791 года по Елисейским полям проехал под усиленной охраной кортеж с королевской семьей, которая бежала за границу и была арестована в Варенне. При этом некоторые гвардейцы держали в руках транспаранты с призывами к общественному порядку: «Тот, кто будет рукоплескать королю, получит сто палок, а тот, кто оскорбит короля, будет повешен». Гвардейцы приветствовали королевский кортеж поднятыми вверх прикладами.
Во время Директории Елисейские поля вошли в моду у парижан. Демонстрируя наступившую либерализацию нравов, мадам Амлен прогуливалась здесь в одной газовой тунике.
2 апреля 1810 года новая императрица Мария-Луиза под звуки фанфар и барабанов въехала в Париж через Елисейские поля. 29 марта 1814 года она тем же путем покинула Париж, а на следующий день на Елисейских полях и близлежащей территории, протянувшейся до городских ворот Майо, разбили бивуаки казаки русского императора Александра I и войска союзников.
В 1828 году французское государство передало Елисейские поля муниципалитету Парижа при условии, что городские власти займутся обустройством территории. Это было началом масштабной застройки Елисейских полей (в 1880 году здесь было всего шесть жилых домов).
Елисейские поля – традиционное место военных парадов, проводимых здесь 14 июля (день взятия Бастилии) и 11 ноября (окончание первой мировой войны). Сюда стекаются толпы парижан, когда наступает момент «национального ликования» - так было, например, 14 июля 1989 года, в день празднования 200-летия Великой французской революции. Так было и 12 июля 1998 года, когда Франция впервые стала чемпионом мира по футболу (на Елисейских полях собралось тогда более 3 миллионов человек!).
На Елисейских полях много кинотеатров, коммерческих центров крупнейших автомобильных кампаний, знаменитое кабаре «Лидо» (а напротив – один из самых дорогих русских ресторанов «Распутин»), огромный магазин музыкальной продукции Virgin Megastore, туристические агентства разных стран, центральный оффис туризма (здесь можно получить буклеты и проспекты о достопримечательностях Парижа). Рестораны постепенно уступают место «американскому общепиту» типа Макдональдс. Впрочем, пока еще «жив» знаменитый ресторан Le Fouquet's (среди его постояльцев были Саша Гитри и Чарли Чаплин).
Шамз-Элизе — одна из лучших улиц в Париже и, согласно расхожему выражению во Франции: «la plus belle avenue du monde» — «самая красивая улица (проспект) в мире».
Эйфелева Башня
Это главный памятник города, привлекающий туристов со всего света. Она названа в честь своего создателя - Гюстафа Эйфеля.
Сооруженная к Всемирной выставке в 1889 г., Эйфелева Башня (317 м) была самым высоким зданием в мире. Первоначально она являла собой символ Революции и должна была показать технические достижения Франции за последние 10 лет, но впоследствии стала символом Парижа для всего мира.
В 1986 г. внешнее ночное освещение башни было заменено системой освещения изнутри самой башни так, чтобы после наступления темноты она выглядела волшебно! Башня имеет три этажа. Первый 57 м, второй в 115 м и третий в 276 м. Эйфелева башня живёт в ритме своего времени: на двух её этажах находятся два прекрасных ресторана.
На момент строительсва Эйфелева башня бросила вызов всем традиционным правилам архитектуры. Сейчас это телевизионная башня для всего Парижа и области. С третьего этажа башни открывается широкая панорама Парижа и Иль-Де-Франс в радиусе 70 км.
Там находится и витрина-кабинет Гюстава Эйфеля. Гюстав Эйфель выиграл конкурс, представив свой проект, который был прозван в артистических кругах того времени как "башня в гайках". 12000 железных деталей скрепляются 2 500 000 заклёпками, чтобы получился плавный изгиб. Эйфелева башня внесла новую ноту в дизайн промышленного строительства, хотя и встретилась с большим количеством саркастических комментариев от более консервативных наблюдателей. Все считали, что она простоит недолго и скоро разрушится, поэтому предварительно намечалось оставить её только на 20 лет, но этот срок был продлён на 70 лет решением правительства в 1910 году.
Высота: 318,7 м.
Вес: около 10 000 т.
Кол-во металлических сборных элементов: 15 000.
Кол-во сварных заклепок: 2,5 млн.
Давление, оказываемое на землю: 4 кг/см2 (= давлению человека, сидящего на стуле).
Колебание верхушки при самом сильном ветре: не более 12 см.
Высота смотровых площадок: нижняя - 57 м, средняя - 115 м, верхняя - 274 м.
Количество ступенек лестницы, ведущей на нижнюю смотровую площадку: 1652.
Регулярность косметического ремонта: каждые 7 лет (60 т краски трех оттенков).
Одновременно на башне могут находиться 10 400 чел.
Кроме обслуживания туристов, башня используется для радио- и телетрансляции, а также в качестве станции метеослужбы. Обслуживающий персонал: 350 чел. Среднее кол-во посетителей в год: 6 млн. человек.
В ясную погоду радиус обозрения с верхней смотрой площадки - до 70 км (наилучшая видимость - за час до захода солнца).
Триумфальная арка
Высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. Сооружена в 1806-1836 гг. по проекту арх. Шальгрена. Украшена четырьмя скульптурными группами: со стороны Елисейских полей – «Марсельеза» ск. Рюда (справа) и «Триумф 1810 г.» ск. Корто; со стороны авеню де ля Гранд-Арме – «Сопротивление» (справа) и «Мир» ск. Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников. Арку окружают сто гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенных между собой чугунными цепями. Надпись на могиле Неизвестного солдата: «Здесь покоится французский солдат, отдавший жизнь за Родину, 1914-1919».
Со времен правления Людовика XIV прямая дорога соединяла две королевских резиденции – парижский дворец Лувр и Версальский дворец. Название этой дороги – «Триумфальный путь» – не устарело и сегодня: на одной оси стоят здесь три арки – Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.
В декабре 1806 г., сразу после Аустерлицкого сражения, Наполеон распорядился соорудить на парижском холме Шайо триумфальную арку в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Целых два года ушло на сооружение фундамента. В 1810 г., когда новоиспеченная императрица Мария-Луиза должна была торжественно въехать в столицу через Елисейские поля, на каменном фундаменте была наспех сделана из досок и сурового полотна «декорация» будущей арки. Наполеон не дожил до окончания строительства Триумфальной арки: оно завершилось лишь в 1836 году, в годы царствования Луи-Филиппа.
15 декабря 1840 г. под аркой проехал траурный кортеж с прахом Наполеона, доставленным с острова св. Елены. Позднее торжественной погребальной церемонии с остановкой под сводами Триумфальной арки удостоились после своей кончины Тьер, Гамбетта, Виктор Гюго, Лазарь Карно, Мак-Магон, генералы Фош и Жоффр, генерал Леклер, маршал Латтр де Тассиньи.
28 января 1921 г. под сводами арки были погребены останки Неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны, а два года спустя зародилась традиция ежедневного символического зажжения Мемориального огня на могиле Неизвестного солдата. Этой чести удостаиваются французские ветераны второй мировой войны, ряды которых, увы, с каждым годом редеют.
Что находится рядом:
От площади Шарль-де-Голль-Этуаль отходят лучами красивые широкие авеню, названные именами французских военачальников. Авеню Фош – одна из самых престижных улиц не только в Париже, но и во всем мире; правда, здесь нет ни одного магазина, но зато живут французские (и не только) миллионеры и миллиардеры.
Фасады Триумфальной арки обращены в сторону Елисейских полей, спускающихся к площади Согласия, к Тюильрийскому саду и к Лувру. По другую сторону арки – авеню де ла Гранд-Арме, перспектива которой завершается небоскребами и Большой аркой квартала Дефанс.
Мулен Руж
У подножия Монмартра находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья Мулен Руж, ночного кабаре, на сцене которого родился канкан.
6 октября 1889 года мюзик-холл принял своих первых посетителей, о том, как это, "побывать в Мулен Руж" говорил весь Париж, а других мест как будто и не существовало.
Первым хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле, владевший к тому же варьете «Олимпия».
Завсегдатаем Мулен Руж был художник Анри де Тулуз-Лотрек, написавший ряд картин, посвященных кабаре, и плакатов для этого заведения.
Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан. Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, «Гулю» и Жанна Авриль, запечатленные на картинах Лотрека.
Во время Второй мировой войны и оккупации «профильная» деятельность кабаре была приостановлена, но затем ее восстановили.
После войны здесь в числе прочих выступали такие певцы, как Шарль Трене и Шарль Азнавур.
Конечно, сейчас Мулен Руж уже перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж - это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан, мечтают и узнают, что такое настоящий Париж.
И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, даже более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах (в любом путеводителе можно найти с десяток адресов и подробных описаний), а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где "мельница" веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.
Каждый вечер Мулен Руж представляет свое новое ревю "Феерия", в котором собраны 60 Дорис Герлз, танцоры, номера международного класса, 1000 костюмов из перьев, стразы и блестки, роскошные декорации.
Вновь задействован гигантский аквариум.
"Феерия" - это 4 больших инсценировки, поражающих воображение зрителей со всего мира!
"Мулен Руж сегодня и вчера, Мулен Руж навсегда", "Пираты", "В цирке", "Мулен Руж от 1900 до..."